Афанасьев, Александр
Николаевич
Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев (23 июля 1826 — 5 октября 1871) — исследователь народного творчества; историк литературы и фольклора.
Любитель старины, Афанасьев имел привычку бывать на толкучке у
Сухаревой башни — там он приобретал старинные рукописи и книги. Из
находок составилась большая и ценная библиотека — Афанасьев извлекал из
неё сведения для истории русской культуры.
Содержание
- биография
- Издания
- примечания
|
Биография
Родился 11 июля 1826 г. в г. Богучаре, Воронежской губернии, где отец его,
человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным
стряпчим.
Образование получил в воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете и в то же время
слушал лекции Шевырева, Бодянского и Грановского.
Окончив курс в 1848 году , Афанасьев в 1849 году поступил на службу, вполне соответствующую его
способностям и наклонностям, — в московский главный архив Министерства
иностранных дел, где он в 1856 году был сделан начальником отделения, а вскоре правителем
дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и
договоров. В этой должности он состоял до 1862 года. Это было самое спокойное и самое плодотворное время
его деятельности. За это время Афанасьев, который ещё будучи студентом
начал сотрудничать в лучших в то время существовавших журналах (Современник 1845 г. и «Отечественных записках» 1848), поместил целый ряд (68) более или менее
значительных статей в «Современнике» (1849—1852 гг.), «Отечественных записках» (1850—1860 гг.), «Архиве историко-юридических сведений
о России», издававшемся , и некоторых других изданиях. Из этих
статей могут быть приведены важнейшие:
- «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование (в
«Архиве» Калачёва, ч. 1);
- «Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», изд. Щепыкиным; отдельно, Москва, 1851);
- «Языческие предания о острове Буяне» (во «Временнике общ. ист. и
древ. росс.», 1858 г., № 9 — здесь он впервые развил во всей
полноте свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения);
- «Зооморфические божества у славян» («Отчественные записки», 1852 г., № 1 — 3);
- «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в
«Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.);
- «Русские сатирические журналы 1769—1774 г.» (в «Отечественные записки», 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 — до сих пор остаётся едва ли не лучшей
монографией по истории литературы XVIII в.).
В 1858—1859 гг. он издавал чрезвычайно
полезный, но не нашедший достаточной поддержки журнал библиографические записки, где поместил ряд своих статей, а именно:
- «Сатиры Кантемира»;
- «Н. И. Новиков»;
- «Литературная полемика прошлого столетия»;
- «Русская книжная торговля» и др.
В 1860 году издал сборник «Русские народные легенды»
(Москва), изъятый из продажи. Этот сборник включал в себя 33 народных
рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа, и некоторые
оценки были весьма нетрадиционны. За это сборник вскоре был запрещён по
настоянию Святейшего Синода. Сказки с подобным содержанием, а также
эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого
А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу.
В 1862 году в жизни Афанасьева произошёл крутой
переворот, отрицательно отозвавшийся и на его учёной деятельности, и на
здоровье. В квартире Афанасьева был произведён обыск, хотя и никакого
официального обвинения предъявлено не было. Он вынужден был покинуть
обеспечивавшую его службу и отдаться тяжёлым заботам о куске насущного
хлеба для себя и для семьи. С трудом удалось ему найти место секретаря
сначала в московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжёлое
время Афанасьев, заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей,
продолжал свои исследования и труды.
В Библиотеке для чтения (1864) появились его статьи:
- «М. С. Щепкин и его записки»;
- «Поэтические предания о светилах небесных»,
в Филологических записках (1865 год) он поместил:
- «О радуге»;
- «Сказка и миф».
Сотрудничал он в это время и в «Книжном Вестнике», издаваемом
Ефремовым и Ростовцевым. В эти же тяжкие для него годы, при самых
неблагоприятных условиях, Афанасьев закончил и издал главный труд своей
жизни:
- «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1865 −
1869), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё сказанное
прежде им, и всё наиболее важное, добытое трудами западных
натур-мифологов. Историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев
был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев.
«Поэтические воззрения славян на природу»— фунда¬ментальный труд,
посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в
связи с языком и фольклором других индо-европейских народов. Его труд до
сих пор не превзойден в мировой науке о фольклоре. Ему значительно
уступают известные у нас «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера и «Первобытная
культура» Э. Тэйлора.
Книга Афанасьева выявляет живые связи языка и преданий, более того,
воскрешает основы русского мышления, что особенно важно сей¬час, когда
язык и мышление русского человека изуродованы газетными штампами,
блатным жаргоном и сленгом всякого рода, замусорены иностранными
словами. К ней обращались разные поэты и писатели: А. К. Толстой и Блок,
Мельников--Печерский и Горький, Бунин и Есенин. Особенно последний.
Последний труд Афанасьева — на пользу русских детей, это
- «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886),
за рубежом были также изданы
- «Русские заветные сказки», русские народные сказки эротического содержания, в России впервые изданы в 90-х годах XX века.
23 сентября 1871 г А. Н. Афанасьев умер от чахотки в возрасте 45 лет.
Похоронен на пятницком кладбище в Москве.
В советское время попытки издания «Поэтических воззрений Славян на
Природу» также встретили ряд препятствий. В сильно сокращённом варианте
эта книга вышла в начале 1980-х годов после личного указания
Ю. В. Андропова.
Издания
- Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В 3 тт. Издание
подготовили Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. Т. 1. Москва: Наука, 1984 . 511 с.
Тираж 50 000 экз. Т. 2. Москва: Наука, 1985. 465 с. Тираж 50 000 экз. Т.
3. Москва: Наука, 1985. 495 с. Тираж 50 000 экз.