Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
?
|
Толстой Лев Николаевич
Биография:
| Толстой
Лев Николаевич (28 августа 1828 года, усадьба Ясная Поляна Тульской
губернии - 7 ноября 1910 года, станция Астапово (ныне станция Лев
Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) - граф, русский писатель.
"Радостный период детства"
Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать,
урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух
лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее
духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость
к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой
придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец
Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю
добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил
прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей
занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное
влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви".
Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными:
семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы
служили богатым материалом для его произведений, отразились в
автобиографической повести "Детство".
Казанский университет
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы
и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский
университет на отделение восточных языков философского факультета, затем
перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года:
занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался
светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из
университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам",
Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс
юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую
медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую
статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени
совершенства в музыке и живописи".
"Бурная жизнь юношеского периода"
После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на
новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в
повести "Утро помещика", 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в
Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в
университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками
готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то
намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в
конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма,
чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его
считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги ему удалось
отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены
напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике,
который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло
серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные
наброски.
"Война и свобода"
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого
ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей
станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и
участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на
службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни,
поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с
мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал
для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские
впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса"
(1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована
в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил
этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две
самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой
написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не
раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с
позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54, и "Юность", 1855-57,
составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес
Толстому настоящее признание.
Крымская кампания
В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная
штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в
осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе,
проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями).
В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы
(собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать
цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный
успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр
II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков
смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики
души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы,
позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего
Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии
Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".
В кругу литераторов и за границей
В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок
"Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А.
Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской
литературы" (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в
учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты
писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно
рассказал позднее в "Исповеди" (1879-82): "Люди эти мне опротивели, и
сам себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в
Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции,
Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе
"Люцерн"), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.
Народная школа
В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог
устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие
настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за
границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много
путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А.
И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал
популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие
писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях,
доказывая, что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ
от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная
Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России
такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и
составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в
отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную
типографию).
"Война и мир" (1863-69)
В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье
Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную
Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам.
Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который
долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Время
создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и
спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку
людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и
Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на
Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество
редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая
тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и
лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и
мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив
сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим
анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.
Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых
Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в
том, что писатель "передоверил" людям начала века интеллектуальные
запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно
был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество.
Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку "писать историю
народа" и считал невозможным определить его жанровую природу ("не
подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни
истории").
"Анна Каренина" (1873-77)
В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить
крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды,
Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив
композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма
Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией
молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по
образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало
работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте
слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому
стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная
критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования
"образованного сословия" и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг
вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору
героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих
современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего
"Анну Каренину" в "Дневнике писателя". "Мысль семейная" (главная в
романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные
саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная
иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но
назревшего в ходе работы над романом.
Перелом (1880-е гг.)
Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в
художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том
духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают
центральное место в повестях "Смерть Ивана Ильича" (1884-86),
"Крейцерова соната" (1887-89, опубликована в России в 1891), "Отец
Сергий" (1890-98, опубликована в 1912), драме "Живой труп" (1900,
незавершена, опубликована в 1911), в рассказе "После бала" (1903,
опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает
развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины
социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в
заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла
жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до
отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое
миропонимание писателя отражено в "Исповеди" (опубликована в 1884 в
Женеве, в 1906 в России), в статьях "О переписи в Москве" (1882), "Так
что же нам делать?" (1882-86, опубликована полностью в 1906), "О голоде"
(1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском - в 1954),
"Что такое искусство?" (1897-98), "Рабство нашего времени" (1900,
полностью опубликована в России в 1917), "О Шекспире и драме" (1906),
"Не могу молчать" (1908). Социальная декларация Толстого опирается на
представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи
христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного
братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и
критические штудии богословских сочинений, которым посвящены
религиозно-философские трактаты Толстого "Исследование догматического
богословия" (1879-80), "Соединение и перевод четырех Евангелий"
(1880-81), "В чем моя вера" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893).
Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к
прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В
особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием,
ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений -
драмы "Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть" (1887) и
народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, "безыскусной"
манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С.
Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством
"Посредник", основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем
участии Толстого, который определял задачу "Посредника" как "выражение в
художественных образах учения Христа", "чтобы можно было прочесть эту
книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались,
умилились и почувствовали бы себя добрее".
В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой
выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с
государством, что привело его к полному разобщению с православной
церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный
писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало
громадный общественный резонанс.
"Воскресение" (1889-99)
Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в
годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору,
проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному
добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных
противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства
(красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и
фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные
черты позднего Толстого - откровенная, выдвинутая на первый план
"тенденция" (в эти годы Толстой - сторонник нарочито тенденциозного,
дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало -
проявились в романе со всей наглядностью.
Уход и смерть
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись
разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу
(провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью
вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая
Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой,
сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную
Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и
вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции
Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней
своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому
времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и
как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия.
Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной
Поляне. |
|
Категория: Биографии писателей | Добавил: ALEX1468 (28.03.2010)
|
Просмотров: 3592 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Поиск
|
|