Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
?
|
Толстой (граф Алексей Константинович)
Биография:
| Толстой
(граф Алексей Константинович) - известный поэт и драматург.
Родился 24 августа 1817 г. в Петербурге. Мать его, красавица Анна
Алексеевна Перовская, воспитанница гр. А. К. Разумовского,
вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца гр. Константина Петровича Т.
(брата известного художника-медальера Федора Т.). Брак был несчастлив;
между супругами скоро произошел открытый разрыв.
Раннее детство провел на Украине, в имении своего дяди А.Перовского,
писателя, известного в 20-х гг. под псевдонимом Погорельский. Получил
домашнее воспитание, был близок к придворной жизни. Много путешествовал
по России и за границей, с 1836 служил в русской миссии во Франкфурте, в
1855 участвовал в севастопольской кампании. Умер в своем черниговском
поместьи. Несмотря на блестящую придворную карьеру (был
флигель-адъютантом
Александра II, потом егермейстером), Толстой в своем творчестве отразил
фрондерские настроения славянофильского оттенка. Конфликты Толстого
с Александром II на почве борьбы за личную независимость поэта, за
освобождение его от придворных уз нашли отражение в «Илье Муромце»
(«государыне-пустыне поклонюся вновь»), в «Садко», где в аллегорической
форме едко осмеивается царский двор, а также и в декларативной поэме
«Иоанн Дамаскин», прославляющей уход поэта из великолепного дворца
калифа («отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле»). Корни
этого вольнолюбия Т. лежат глубоко в прошлом. Он всячески поэтизирует
Киевскую Русь, противопоставляемую абсолютизму как якобы антиславянскому
в своей основе, «татарскому» началу («Змей-тугарин», «Поток-богатырь»).
Славянофилы 40—50-х гг. возводили в культ московский период русской
истории. Т. был убежден, что и московский период был извращением
истинно славянского духа. Иван Грозный именно как истребитель боярских
родов и создатель бюрократического государства символизирует в
глазах Т. злое начало в русской истории. Обращаясь к русской истории, Т.
превращал в героев всех борцов за реставрацию феодальных вольностей
(«Князь Михайло Репнин», «Василий Шибанов»), зло издеваясь над
ревнителями централизма не только в историческом плане, но и в
злободневных
откликах (см. напр. стих. «Единство», бичующее Каткова), и в то же время
еще более яростно отвергая политически прогрессивные,
буржуазно-демократические течения («Поток-богатырь», «Баллада с
тенденцией»). Поэтическая продукция Т. — это, во-первых, баллады
из древнерусской (иногда древнескандинавской) жизни с резко выраженной
героической тематикой, во-вторых — ряд лирических произведений,
преимущественно отражающих тягу к природе, к примитивным жизненным
впечатлениям. Следует отметить, что и в балладах Т. героическая
эпичность
сочетается с жизнерадостным биологизмом, с любовным проникновением в
жизнь птиц, животных и растений, с которой так гармонирует эмоциональный
мир излюбленных героев Т. Герой баллад Т. — как правило — рисуется в
облике мужественного, полнокровного и грубого варвара. В культ
возводятся
физическая сила, мужество, несокрушимое здоровье. Жизнерадостный
биологизм, опьянение ярью «веселого месяца мая», под воздействием
которой «в лугах поют стрекозы, в лесах поют ручьи», а княжеским дочерям
«не шьется, хоть иглы изломай» — служит лейтмотивом баллады
«Сватовство»,
где мы имеем пример сочетания феодальной героики с поэтизацией
весеннего ликования природы. Характерно, что и смерть,
подстерегающая феодального героя Т. («Канут»), не воспринимается в
мрачном свете, т. к. рисуется на фоне весеннего цветения,
смягчающего трагизм фабулы. Здесь корни примитивного пантеизма,
своеобразного язычества Т. Крещение Руси Т.
воспринимает с оттенком весьма заметной иронии («Попы пришли толпами,
крестятся и кадят»). В трактовке Т. князь Владимир отнюдь не христианин,
заботящийся о просвещении своей страны, а самый неподдельный
варвар-язычник, воспринимающий христианскую мораль. Сочетание языческих
симпатий
с идеологией славянофильства придает позиции Т. известное своеобразие,
резко отличающее ее от канонического славянофильства. В
противоположность штампам
салонной поэзии он сплошь и рядом ярко передает грубое, здоровое чувство
бытия. Тяга к патриархальности объясняет наличие у Т. сплошь и рядом
нарочитого
снижения стиля, стремления к простонародности как в лексике, так и в
отборе изобразительного материала. Славянофильская тенденция определяет
тягу Т.
к имитации народной песни («Кабы знала я, кабы ведала», «Ой, честь ли то
молодцу лен прясти» и т. п.). Некоторые его деревенские пейзажи внешне
напоминают
некрасовские («У мельницы старой и шаткой сидели в траве мужики, телега с
разбитой лошадкой лениво подвозит мешки»). Но реализм Т. носит внешний
характер,
сколько-нибудь глубокой правдивости в отображении действительности у Т.
нет, если не считать некоторых сторон современной бюрократической
системы,
разоблачавшейся Т.
Здесь Т. проявил себя как талантливый сатирик. Некоторые его
сатирические поэмы, направленные против царизма и бюрократии («Русская
история от Гостомысла»,
«Сон Попова»), являются шедевром этого жанра и пользовались в свое
время большой популярностью в радикальных кругах, несколько примиряя
последние
с реакционными выпадами Т. Сатирическое дарование Т. сказалось и в
создании (вместе с бр. Жемчужниковыми) образа Козьмы Пруткова.
Лучшим драматическим произведениям Т. («Смерть Иоанна Грозного», «Царь
Федор Иоанович») присущи большая сила драматизма и острая для своего
времени
актуальность. Значительно трафаретнее Т. в своей салонной лирике.
Исторический роман «Князь Серебряный», проникнутый проповедью
монархизма,
художественно слаб. «Князь Серебряный» по существу означал возврат к
ставшему для 60—70-х гг. архаизмом типу исторического романа 30-х гг.,
наиболее характерным представителем которого был Загоскин. В «Князе
Серебряном» — тот же схематизм в обрисовке персонажей, то же наивное
противопоставление добродетели пороку, то же увлечение внешней,
поверхностной стилизацией Московской Руси, нанизыванием бытовых деталей
с крайне примитивной по существу трактовкой исторических событий. |
|
Категория: Биографии писателей | Добавил: ALEX1468 (28.03.2010)
|
Просмотров: 1905 | Комментарии: 3
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Поиск
|
|