Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
?
|
Соллогуб Владимир Александрович
Соллогуб Владимир Александрович
Соллогуб (граф Владимир Александрович) - известный писатель (1814 -
1882), внук литовско-польского вельможи, переселившегося в Россию. С.
получил тщательное домашнее воспитание на французский лад, подолгу живал
за границей. Учился в Дерптском университете, где окончил курс в 1834
г. Поступив на службу в Министерство иностранных дел, он некоторое время
состоял при Венском посольстве, затем перешел в Министерство внутренних
дел, в 1850 г. служил на Кавказе, в 1870 г. был председателем комиссии
по преобразованию тюрем, в 1877 г. находился при главной квартире
Государя Императора для составления ""Дневника Высочайшего пребывания за
Дунаем"" (Санкт-Петербург, 1878). В общем он, несмотря на огромные
связи и некогда большое богатство, карьеры не сделал. Интересы
литературно-артистические в нем преобладали, чему содействовали также
родственные отношения с известным музыкальным домом графа Виельгорского
(см.). С. был добрый человек, отзывчивый на чужое горе и искренно
радовавшийся чужому заслуженному успеху. Свободный от великосветских
предрассудков, он одновременно был желанным гостем в аристократических
гостиных, где его любили как интересного собеседника и устроителя
спектаклей и увеселений, и вместе с тем был своим человеком в кружках
молодых писателей, группировавшихся около ""Отечественных Записок""
времен Белинского . В литературной деятельности своей С. до известной
степени являлся симпатичным дилетантом, более скользя по поверхности
затрагиваемого сюжета, чем углубляясь в его сущность. Выступил он на
литературное поприще с повестями ""Два студента"" и ""Три жениха"" в
""Современнике"" (1837), а в 1839 г. появился в обновленных
""Отечественных Записках"" с ""Историей двух калош"". Повесть имела
чрезвычайный успех. Подкупал не только талант рассказчика, но и теплота
чувства и трогательность сюжета - история разбитой житейской прозой
артистической жизни. Симпатичные лица повести - артисты и
немцы-ремесленники, несимпатичные - люди большого света. Из других
повестей имели успех ""Аптекарша"" (1841), ""Медведь"" (1843) и особенно
""Большой Свет"" (1840), повесть ""В двух танцах"". Во всех этих
произведениях большой свет неизменно выводится со стороны своей пустоты и
мишурности, а люди среднего сословия - со стороны своей преданности
чувству долга и искренности чувства. Сатира, однако, не глубока и
известное внутреннее преклонение пред ""настоящим"" большим светом
сквозит и сквозь отрицательное отношение автора к изображаемой среде. В
1845 г. С. издал отдельной книгой, с политипажами, наиболее известное из
своих произведений - ""Тарантас"" (первые 7 глав были напечатаны в
""Отечественных Записках"" 1840 г.). Это талантливая, но довольно
странная смесь беллетристики и публицистики, перемешанный длинными
рассуждениями рассказ о поездке из Москвы в село Мордассы захолустного
помещика старого закала и молодого человека, только что вернувшегося
из-за границы. Последний вывез из долгих шатаний по Европе нежелание
завести у нас европейские порядки, а напротив того славянофильствующее
преклонение пред русской ""самобытностью"". Автор насмешливо относится к
обоим героям, которые в своем путешествии сталкиваются с целым рядом
тонко обрисованных представителей захолустной жизни. Белинский посвятил
""Тарантасу"" большую сочувственную статью, в которой, впрочем, придал
авторским намерениям значительно большую определенность и окрашенность. В
1845 - 46 гг. С. издал сборник ""Вчера и Сегодня"" (2 т.), в 1850 г.
поставил на сцену известнейший водевиль свой ""Беда от нежного сердца"".
Настроение ""обличительной"" эпохи, наступившей после севастопольских
неудач, не миновало и впечатлительного С. Отзывчивый на все модное,
писавший водевили даже на такие ""современные"" темы, как царившая одно
время в Петербурге мода на мыльные пузыри, С. в 1856 г. написал
""Чиновника"", в котором главный герой Надимов патетически восклицал:
""Крикнем на всю Русь, что пришла пора вырвать зло с корнями"". Пьеса
имела шумнейший успех, но это свидетельствовало больше о настроении
общества, жадно ловившего всякий намек на обновление отжившего строя,
чем о достоинстве пьесы и глубине замысла. Люди, умеющие разбираться в
литературных явлениях, тогда же увидели внутреннюю фальшь и
пустозвонство Надимова. ""Чиновник"" был скоро забыт и не меньший успех,
чем пьеса, имел едкий и блестящий разбор ее, напечатанный Н.П. Павловым
в ""Русском Вестнике"" 1857 г. Насмешливо отнесся к внешней
прогрессивности Надимова и Добролюбов (""Сочинения"", т. II).
""Чиновник"" был последним из произведений С., обратившим на себя
внимание публики. После этого он редко появлялся в печати (главным
образом с воспоминаниями о Пушкине , Гоголе , Вяземском , Одоевском и
других). После его смерти был напечатан роман ""Через край"" (""Новь"",
1885) и ""Воспоминания"" в ""Историческом Вестнике"". Беллетристические
сочинения С. издал в 5 томах, в 1855 - 56 гг. (Санкт-Петербург). С.
Венгеров
|
Категория: Биографии писателей | Добавил: ALEX1468 (28.03.2010)
|
Просмотров: 1268
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Поиск
|
|