СЛЕПЦОВ, ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1836-1878)
, русский писатель.
Родился 19 (31), по другим сведениям 17 (29) июля
1836 в Воронеже, сын офицера, учился в Московской гимназии,
затем в Пензенском дворянском иституте (1849-1852) и Московском
университете (1854-1855). В 1857-1862 чиновник. Посещал
салон Салиас-де-Турнемир (Евгении Тур), публиковал в ее журнале
"Русская речь" цикл очерков Владимирка и Клязьма (1861),
навеянный впечатлениями от пешего путешествия в 1860 по
Владимирской дороге (ныне шоссе Энтузиастов), известной как
начало дороги в Сибирь осужденных на каторгу. Собирая фольклор,
изучая жизнь крестьян и заводских рабочих, приглядываясь к
реалиям российской жизни, Слепцов пришел к тревожным мыслям о
своем времени, о разрушении "дворянских гнезд" с их культурными
традициями, о шествии "господина Купона", разложении сельского
общинного "мира". Сам автор очерков, "выломившийся" из дворянской
среды, обретает себя на пути соединения с народом.
Со вторым очерковым циклом Письма об Осташкове
(1862-1863) Слепцов выступил в более близком ему по духу журнале
"Современник". Под влиянием народнических идей и романа
Н.Г.Чернышевского Что делать? Слепцов организовал
Знаменскую коммуну (1863-1864; ликвидирована под угрозой ссылки
ее участников), где пытался на практике осуществить
социалистические идеи (всеобщий труд, равноправие женщин). Об
этом "крамольном" общежитии Слепцову напомнили в 1866 во
время допроса в следственной комиссии по делу одного из
покушавшихся на жизнь императора Александра
II Д.В.Каракозова. Поборник женской эмансипации, Слепцов
способствовал организации для женщин научно-популярных лекций,
основал журнал "Женский вестник" (1866-1868), оказывал помощь
первым ассоциациям переплетчиц и переводчиц. В
1862-1865 написал очерки (На выставке, Из
Новгорода), сцены (На железной дороге, Вечер,
Уличные сцены, Сцены в больнице), рассказы
(Питомка, Ночлег, Свиньи), характерной
чертой которых является строгая безыскусственность письма,
глубокое внимание к жизни "простых" людей, "низов" общества,
показанных в живых сценах повседневной жизни, в динамичных
диалогах, умело передающих краски народной речи, с сочувствием,
но без сентиментальности и снисходительной идеализации.
Самое значительное произведение Слепцова повесть Трудное
время (1865), где показана судьба разночинца в годы реакции и
кризиса демократического движения середины 1860-х годов. В
художественной системе автора этого широкомасштабного
повествования, ставящего коренные вопросы переломной эпохи
(положение народных масс, идейная борьба либералов и демократов,
духовное развитие женщины, проблемы семьи, личного счастья),
соединились свойственные магистральному течению отечественной
прозы общезначимость проблематики и психологизм, документализм
зарождающегося русского "физиологического очерка", сдержанный
лаконизм стиля и опыт оппозиционной публицистики с ее тайнописью
и "эзоповым" иносказанием.
Тесно связанная с художественным творчеством публицистика
Слепцова (фельетоны, статьи, циклы-обозрения) в резко
обличительных тонах воспроизводят атмосферу деспотизма, шпионажа,
общественной пассивности и закрепощенности, включая в ткань
текста сцены, диалоги, беллетристические фрагменты, письма и
дневники, прибегая в полемических целях к различным ролевым
маскам ("благонамеренный", "недовольный" и т.п.). В начале 1870-х
годов Слепцов пишет драматические произведения очеркового
характера (Пролог к неоконченной драме, Бабье
сердце, В трущобах, Сцены в мировом суде);
публикует несколько глав общественно-политического романа
Хороший человек (1871, не закончен), в которых картины
жизни народа в России и за рубежом сочетались с критическими
зарисовками представителей господствующих сословий. Остался
неосуществленным также замысел романа Остров Утопия.
Личность и творчество Слепцова оказали существенное влияние на
развитие революционно-демократических и социально-критических
тенденций в русской литературе 19 — начала 20 вв.,
особенно на формирование ее бытописательного очерка и
сатирической публицистики.
Умер Слепцов в г.Сердобске Саратовской губурнии 23 марта
(4 апреля) 1878.
|