Леонтьев
Константин Николаевич
[13(25).1.1831, Кудиново, ныне Малоярославецкого района Калужской
области, — 12(24).11.1891, Троице-Сергиев посад, ныне Загорск Московской
области], русский писатель, публицист и литературный критик. Учился на
медицинском факультете Московского университета; служил военным лекарем
во время Крымской войны 1853—56. В 1863—73 консул в ряде греческих
городов. В 1880—87 цензор в Москве. Незадолго до смерти постригся в
монахи. Автор ряда повестей и очерков (повести "Из жизни христиан в
Турции", т. 1—3, 1876, высоко оценил Л. Толстой). Известность приобрёл
статьями о практической политике и на культурно-исторические темы
(сборник статей "Восток, Россия и славянство", т. 1—2, 1885—86), а также
литературно-критическими этюдами ("О романах гр. Л. Н. Толстого.
Анализ, стиль и веяние", 1890, об И. С. Тургеневе и др.).
Мировоззрение
Л. имело охранительную направленность. Предугадывая грядущие
революционные потрясения и считая одной из главных опасностей буржуазный
либерализм с его "омещаниванием" быта и культом всеобщего благополучия,
Л. проповедовал в качестве организующего принципа государственной и
общественной жизни "византизм" — твёрдую монархическую власть, строгую
церковность, сохранение крестьянской общины, жёсткое
сословно-иерархическое деление общества. Путём союза России с Востоком
(мусульманскими странами, Индией, Тибетом, Китаем) и политической
экспансии на Ближнем Востоке как средства превращения России в новый
исторический центр христианского мира Л. надеялся затормозить процесс
"либерализации" России и уберечь её от революции. Культурно-исторические
взгляды Л., сложившиеся под влиянием Н. Я. Данилевского,
характеризуются выделением трёх стадий циклического развития —
первичной "простоты", "цветущей сложности" и вторичного "упрощения" и
"смешения", что служит у Л. дополнительным обоснованием идеала
"красочной и многообразной" российской действительности,
противопоставленной западному "всесмешению" и "всеблаженству".
|