Биографии писателей [61]


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
?
Главная » Статьи » Биографии писателей

КУКОЛЬНИК, НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ

КУКОЛЬНИК, НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ (1809-1868)


, русский писатель. Родился 8 (20) сентября 1809 в Петербурге. Учился в Нежинской гимназии высших наук, вместе с однокашниками, в т.ч. Е.П.Гребенкой и Н.В.Гоголем, издавал рукописный журнал "Звезда". С 1829 преподавал русский язык и словесность в гимназиях  г.Вильно, в 1830 выпустил Практический курс русской грамматики.

С 1831 (с небольшим перерывом) жил в Петербурге, служил на различных должностях (в 1837-1839 переводчик с польского в Капитуле российских орденов). Опубликовал "интермедию-фантазию" Тартини и "драматическую фантазию" в стихах Торквато Тассо (обе 1833), привлекшую внимание литературной общественности и публики (В.К.Кюхельбекер признал ее "лучшей трагедией на русском языке"; пост. в Александринском театре, 1835). Периоду избрания на престол первого из династии Романовых, Михаила, посвящена Рука Всевышнего отечество спасла (1834), имевшая шумный успех. Отрицательная рецензия на пьесу в "Московском телеграфе" Н.А.Полевого привела к закрытию журнала (из тогдашних эпиграмм: "Рука Всевышнего три чуда совершила: / Отечество спасла, поэту ход дала и Полевого задушила"). Последовавшая серия исторических драм проводила патерналистскую идею "демократической монархии", в духе казенного патриотизма изображая органичное единение, вопреки "боярской" смуте, народных масс и царя — высшего выразителя национальной воли: Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, Роксолана (обе 1835), Князь Даниил Дмитриевич Холмский (1840), Генерал-поручик Паткуль (1846), Статуя Христофа в Риге, или Будет война! (1860) и др.

Перегруженность действующими лицами и этнографическими подробностями характерны для рассказов Кукольника из итальянской жизни (Антонио, 1840; Психея, 1841, и др.) и особенно для его романов на темы европейской истории (Эвелина де Вальероль, 1841-1842; Дурочка Луиза, Альф и Альдона, оба 1842), писавшихся главным образом для заработка. Философичная декларативность (иные современники ставили Кукольника по глубине мысли выше Пушкина) характерна для серии "драматических фантазий" Кукольника о судьбе художника (стихотворения Джакобо Санназар, 1834; Джулио Мости, 1836; Ермил Иванович Костров, 1853; Давид Гаррик, 1861; драматический отрывок Пролог из большой фантазии Пиетро Аретино, 1842; прозаические "фантазии" Иоанн Антон Лейзевиц, Мейстер Минд, обе 1839, и др.) и незаконченной поэмы Давид Риццио (1839) на ту же тему, разрабатывающих специфическую для романтизма тему фатального одиночества служителя "чистой" красоты, презираемого толпой, обираемого дельцами и получающего заслуженную славу лишь перед смертью либо после нее.

Современные исследователи признают наиболее значительными в литературном наследии Кукольника романы, повести и рассказы из эпохи Петра I, основанные, как правило, на историческом анекдоте, насыщенные яркими бытовыми реалиями, проникнутые юмором, с живыми диалогами и даже не лишенные редких у Кукольника социально-критических интонаций: повести Сержант Иван Иванович Иванов, или Все заодно (1841), Два Ивана, два Степаныча, два Костылькова, Максим Созонтович Березовский (обе 1844). Не утратили психологического и нравописательного интереса произведения Кукольника из современной русской жизни (повесть Надинька, 1843; пьесы и рассказы), многие из которых наряду с повестями вошли в сборник Сказка за сказкой (1841-1844, тт. 1-4).

Кукольник был известен также как издатель "Художественной газеты" (1836-1841), одного из первых искусствоведческих периодических изданий в России, журналов "Дагерротип" (1842), "Иллюстрация" (1845-1847), а в 1835-начале 1840-х годов и как хозяин полубогемного литературно-художественного салона, который посещали И.К.Айвазовский, Н.И.Греч, В.А.Соллогуб и особенно близкие писателю К.П.Брюллов и М.И.Глинка. Последний создал на тексты романтических стихов Кукольника популярные романсы Сомнение ("Уймитесь, волнения страсти!"), Жаворонок, Ходит ветер у ворот, Прощальная песнь (все 1838-1840), а также сочинил музыку к его драме Князь Холмский. В свою очередь, Кукольник участвовал в написании либретто опер Глинки Руслан и Людмила и Жизнь за царя.

С конца 1840-х годов, постепенно отходя от занятий литературой, Кукольник вновь служит на чиновничьих должностях. После поездки за границу на лечение (1857-1858) поселился в Таганроге. Автор Записки о построении железных дорог в России, составленной для правительства.

Умер Кукольник в Таганроге 8 (20) декабря 1868.

Брат писателя, Павел Васильевич Кукольник (1795-1884), был известным историком-краеведом (в основном Северо-запада и Запада Российской империи), либеральным цензором (разрешил в 1829 публикацию на польском языке Дум К.Ф.Рылеева с обозначением запретного имени казненного автора-декабриста), поэтом-любителем и педагогом (преподавал безвозмездно историю в Виленском женском приюте при Мариинском монастыре).

Категория: Биографии писателей | Добавил: ALEX1468 (28.03.2010)
Просмотров: 1333 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]





Поиск

Писатели 19 века © 2024
Хостинг от uCoz