Ершов использовал многие народные
сказочные сюжеты
(об Иване-дураке, Сивке-Бурке, Жар-птице и др.; см.,
напр., сказку
Жар-птица и Василиса-царевна из сборника А.Н.Афанасьева),
создав
на их основе вполне оригинальное произведение, по
стихотворной форме
(4-стопный хорей с парной рифмовкой) близкое пушкинским
литературным
обработкам русских сказок (А.Ярославцев передавал слова
А.С.Пушкина,
сказанные автору Конька-Горбунка: «Теперь этот род
сочинений можно
мне и оставить»; есть также малодостоверное сообщение
П.В.Анненкова,
что первые четыре строки сказки принадлежат Пушкину).
Образ Конька-Горбунка
вполне оригинален. Тем не менее сказка Ершова бытовала как
народное
произведение, вызывая к жизни множество подражаний и
прямых подделок
(напр, в 1870–1890-х вышло ок. 40 поддельных
Коньков-Горбунков общим
тиражом ок. 350 тыс. экз.). С подлинными образцами устного
народного
творчества Конька-Горбунка роднит не только особая
сказительская
манера – веселая, с прибаутками, балагурством, обращениями
к слушателям
и т.п., но и «космизм» запечатленного в сказке
крестьянского мировоззрения
(«против неба – на земле»), соседство достоверно
изображенных быта
и нравов крестьян со сказочными чудесами (напр., на спине
наказанного
кита стоит село, обитатели которого живут своими
обыденными заботами
и радостями) и мн. др. Образ ершовского Ивана-дурака,
ироничного,
скрывающего за своими дурачествами, нарушениями
общепринятых норм
поведения настоящую мудрость, бескорыстие и внутреннюю
свободу,
выявил смысловые возможности «дураков» русских сказок,
родственных
юродивым в церковной традиции.
В 1834–1836 Ершов довольно активно
участвует в литературной
жизни столицы, входит в кружок В.Г.Бенедиктова, публикует
лирические
стихотворения, отмеченные влиянием последнего (Молодой
орел, Желание
и др.). Всего за этот период в печати (в основном в
«Библиотеке
для чтения») появилось 10 стихотворений Ершова. Среди них
баллада
Сибирский казак (1835) – оригинальная интерпретация сюжета
Леноры
Г.-А.Бюргера (первым русским подражанием ей была Людмила
В.А.Жуковского).
В те же годы Ершов опубликовал драматическую сцену
Фома-кузнец (1835)
и пьесу Суворов и станционный смотритель (1836).
Летом 1836 Ершов с матерью (отец и брат
скончались
в 1833 и 1834) возвращается в Тобольск, питая надежды на
широкую
просветительскую деятельность в Сибири (изучение жизни
местных народностей,
издание журнала и др.). Эти планы, сложившиеся под
влиянием университетского
товарища К.И.Тимковского (впоследствии осужден по делу
петрашевцев),
нашли выражение в стихотворениях Тимковскому (На отъезд
его в Америку)
(1835, опубл. 1872) и Послание к другу (1836), но
осуществиться
им было не суждено. Ершов поступает учителем в тобольскую
гимназию,
где в разных должностях прослужил до отставки в 1862 (с
1844 инспектор,
с 1857 директор гимназии и дирекции народных училищ
губернии). (В
числе его учеников был Д.И.Менделеев).
В 1844 выслал на рассмотрение Министерства просвещения
Курс российской
словесности, рассчитывая на его публикацию (отвергнут в
1847 на
том основании, что «не вполне отвечает понятиям
воспитанников»).
В сибирские годы Ершов писал немного, но
не оставлял
литературных занятий, хотя его сочинения, пересылавшиеся в
столицу
через друзей, уже не имели успеха. Всего с 1837 до конца
его жизни
в печати появилось 28 его новых стихотворений, в т.ч.
отклик на
смерть Пушкина Кто он? (1837). Самое значительное
среди
них – романтическая поэма из времен покорения Ермаком
Сибири Сузге.
Сибирское предание (1838), написанная «народным размером»
(безрифменный
4-стопный хорей, так наз. «испанский хорей»). Публикация
цикла из
семи рассказов Осенние вечера (1857; начаты в
1850 под
загл. Сибирские вечера), с которыми Ершов связывал надежды
на возвращение
в литературу, и пьесы Купец Базим, или Изворотливость
бедняка (1858)
прошла незамеченной. Грандиозный замысел поэмы Иван-царевич
в 10 томах и 100 песнях, о котором Ершов сообщал
А.Ярославцеву еще
в конце 1830-х, остался неосуществленным. Около 30
стихотворений
увидели свет много позже смерти поэта (среди них наиболее
интересны
цикл Моя поездка, 1840, опубл. 1950; Грусть, 1843, опубл.
1872;
В.А.Андронникову, 1860-е, опубл. 1940).
Умер 18 (30) августа 1869 в Тобольске.
Похоронен
на тобольском Завальном кладбище. Надпись на памятнике
гласит: «Петр
Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок».