Елагин, Николай Васильевич
(1817-1891) — духовный писатель,
цензор, уроженец Костромской губернии, учился в 1-м кадетском корпусе.
Назначенный в 1848г. цензором в СПб., он даже в то крайне
неблагоприятное для
литературы время выдвинулся своей мелочной придирчивостью, не лишенной,
впрочем,
системы. Так, например, он не позволял говорить в повестях о дуэлях на
том
основании, что дуэли запрещены у нас законом; любовные сцены он разрешал
тогда
только, когда они приводили к законному браку; самоубийство не
допускалось ни
под каким видом, как преступление, осуждаемое церковью и караемое
уголовным
кодексом. С сочинениями, цензурируемыми им, Е. обращался самым
нецеремонным
образом, не только зачеркивая все, что не приходилось ему по вкусу, но и
вставляя от себя благочестивые и "патриотические" размышления,
переделывая даже
содержание повестей, изменяя печальный конец рассказа в совершенно
благополучный. Злодеи и преступники могли являться в рассказе, но под
непременным условием — раскаяться и исправиться или же получить должное
по
закону возмездие. Одни только транспаранты для письма одобрялись
Е. к
печати без помарок. В 1857 г. Е. назначен чиновником особых поручений
при
главном управлении цензуры; впоследствии состоял членом-ревизором
Человеколюбивого общества. Как писатель, Е. в свое время возбудил много
толков
двумя книгами публицистического характера: "Дух и заслуги монашества для
церкви
и государства" (СПб., 1874) и "Белое духовенство и его интересы", им
изданными, но принадлежащими перу анонимного автора, с воззрениями
которого
Е. объявил себя вполне солидарным. Монашество для автора является высшей
ступенью нравственного совершенства. Второе сочинение в духовной
литературе было
встречено как "пасквиль" и "хула" на духовенство. Под своим именем
Елагин
напечатал: "Очерк жизни князя П. А. Ширинского-Шихматова" (СПб., 1865);
"Жизнь
княгини Орловой-Чесменской" (СПб.,
1853); "Письма о христианской жизни" (СПб., 1858); "Житие иже во святых
отца
нашего Тихона, епископа воронежского, чудотворца всея России" (СПб.,
1871 — для
народного чтения; такое же сочинение, более пространное, издано им
раньше
анонимно, 2 изд., 1862);
"Земная жизнь Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа" (СПб., 1871 —
для
народного чтения), "Белевская вивлиофика. Собрание памятников об истории
Белева
и Белевского уезда" (М., 1858); "Первые христианские мученики в Литве"
("Ж. М.
Н. Пр.", ч. XXXVIII);
"Сравнение древних грамот и актов городов Вильно, Трок, Ковно и проч."
(там же,
ч. XXXIX); "Фрески XI в., открытые в Киево-Софийском соборе" (там же, ч.
XLI) и др. Ему же приписывают
изданные за границей: "Русское духовенство" (Берлин, 1859) и
"Искандер-Герцен"
(Берлин, 1859).
|