Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
?
|
Чернышевский Николай Гаврилович
Биография:
| Чернышевский
Николай Гаврилович (1828 год - 1889 год) - публицист, литературный
критик, прозаик, экономист, философ, революционный демократ.
Родился в семье священника. До 12 лет воспитывался и учился дома под
руководством отца. В 1842-1845 годах Чернышевский учился в Саратовской
семинарии, где ему
прочили блестящую духовную карьеру. Однако духовное поприще не влекло
будущего публициста, и, не закончив семинарию, он поступил в 1846 году
на отделение общей словесности философского факультета Петербургского
университета, где он занимался славянской филологией.
За годы учебы в университете (1846-1850) были выработаны основы
мировоззрения. Сложившееся к 1850 году убеждение о необходимости
революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: "Вот
мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда
ее, хоть я и знаю, что долго, может быть весьма долго, из этого ничего
не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетение
и т.д. - что нужды?.. мирное, тихое развитие невозможно".
Чернышевский попробовал свои силы в прозе (рассказ о Лили и Гете,
повесть о Жозефине, "Теория и практика", "Отрезанный ломоть"). Выйдя из
университета кандидатом, после кратковременной работы репетитором во
Втором кадетском корпусе в Петербурге, служил старшим учителем
словесности в Саратовской гимназии (1851- 1853), где говорил в классе
"такие вещи, которые пахнут каторгой".
Вернувшись в мае 1853 года в Петербург, Чернышевский преподавал во
Втором кадетском корпусе, одновременно готовясь к экзаменам на степень
магистра, и работая над диссертацией "Эстетические отношения искусства к
действительности". Диспут по представленной еще осенью 1853 года
профессору Никитенко диссертации состоялся 10 мая 1855 года и явился
манифестацией материалистических идей в эстетике, вызвав раздражение
университетского начальства. Диссертация была официально утверждена в
январе 1859 года.
Параллельно шла журнальная работа, начатая летом 1853 года рецензиями в
журнале "Отечественные записки".
Но с весны 1855 года Чернышевский, вышедший в отставку, занимался
журнальной работой для "Современника" Н.А.Некрасова. Сотрудничество в
этом журнале (1859-1861) пришлось на период общественного подъема,
связанного с подготовкой крестьянской реформы. Под руководством
Чернышевского и Некрасова, а позже и Добролюбова определилось
революционно-демократическое направление журнала.
С 1854 года Чернышевский вел в "Современнике" отдел критики и
библиографии. В конце 1857 года он передал его Добролюбову и
сосредоточился преимущественно на политической, экономической,
философской темах. Убедившись в грабительском характере предстоящей
реформы, Чернышевский бойкотирует предреформенный ажиотаж; по
обнародовании манифеста 19 февраля 1861 года "Современник" прямо не
отозвался на него. В "Письмах без адреса", написанных после реформы и
адресованных фактически Александру II (опубликовано за границей в 1874
году), Чернышевский обвинил самодержавно-бюрократический режим в
ограблении крестьян. Рассчитывая на крестьянскую революцию, круг -
"Современника" во главе с Чернышевским прибегал к нелегальным формам
борьбы. Чернышевский написал революционную прокламацию "Барским
крестьянам от доброжелателей поклон".
В обстановке растущей пореформенной реакции внимание III отделения
все более привлекает деятельность Чернышевского. С осени 1861 года за
ним была установлена полицейская слежка. Но Чернышевский был умелым
конспиратором, в его бумагах не находили ничего подозрительного. В июне
1862 года было запрещено на восемь месяцев издание "Современника".
7 июля 1862 года Чернышевский был арестован. Поводом для ареста
послужило перехваченное на границе письмо Герцена и Огарева, в котором
предлагалось издавать "Современник" в Лондоне или Женеве. В тот же день
Чернышевский стал узником Алексеевского равелина Петропавловской
крепости, где пробыл до вынесения приговора - гражданской казни,
состоявшейся 19 мая 1864 года на Мытнинской площади. Он был лишен всех
прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с
последующим поселением в Сибири Александр II сократил срок каторги до 7
лет. Судебный процесс по делу Чернышевского тянулся очень долго из-за
отсутствия прямых улик.
В крепости Чернышевский обратился к художественному творчеству.
Здесь, с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 года, был написан роман
"Что делать? Из рассказов о новых людях". За ним последовали оставшиеся
незаконченными повесть "Алферьев" (1863) и роман "Повести в повести"
(1863), "Мелкие рассказы" (1864). Увидел свет лишь роман "Что делать?".
В мае 1864 года Чернышевского под конвоем отправили в Сибирь, где он
находился сначала на руднике, а с сентября 1865 года - в тюрьме
Александровского завода.
Каторга, срок которой истек в 1871 году, оказалась преддверием к
худшему испытанию - поселению в Якутии, в городе Вилюйске, где тюрьма
была лучшим зданием, и климат оказался губительным.
Здесь Чернышевский был единственным ссыльным и мог общаться только с
жандармами и местным якутским населением; переписка была затруднена, а
часто специально задерживалась. Только в 1883 году, при Александре III,
Чернышевскому было разрешено переселиться в Астрахань. Резкая перемена
климата очень повредила его здоровью.
Годы крепости, каторги и ссылки (1862-1883) не привели к забвению
имени и сочинений Чернышевского - его слава мыслителя и революционера
росла. По приезде в Астрахань Чернышевский надеялся вернуться к активной
литературной деятельности, но публикации его работ, хотя и под
псевдонимом, были затруднительны.
В июне 1889 года Чернышевский получил разрешение вернуться на
родину, в Саратов. Он строил большие планы, несмотря на резко
ухудшающееся здоровье. Умер от кровоизлияния в мозг и похоронен в
Саратове.
В разностороннем наследии Чернышевского важное место занимают работы по
эстетике, литературная критика, художественное творчество. Во всех этих
областях он выступил новатором, возбуждающим по сей день споры. К
Чернышевскому применимы его собственные слова о Гоголе как писателе из
числа тех, "любовь к которым требует одинакового с ними настроения души,
потому что их деятельность есть служение определенному направлению
нравственных стремлений".
В романе "Что делать? Из рассказов о новых людях" Чернышевский
продолжил открытую Тургеневым в "Отцах и детях" тему нового
общественного деятеля, в основном из разночинцев, сменившего тип
"лишнего человека".
Романтический пафос произведения - в устремленности к социалистическому
идеалу, будущему, когда тип "нового человека" станет "общею натурою всех
людей". Прообразом будущего выступают и личные отношения "новых людей",
разрешающих конфликты на основе гуманной теории "расчета выгод", и их
трудовая деятельность. Эти подробно освещенные сферы жизни "новых людей"
соотнесены с потаенным, "эзоповым" сюжетом, главным героем которого
выступает профессиональный революционер Рахметов.
Тема любви, труда, революции органично связаны в романе, герои
которого исповедуют "разумный эгоизм", стимулирующий нравственное
развитие личности.
Реалистический принцип типизации последовательнее выдержан в Рахметове,
суровое мужество которого продиктовано условиями революционной борьбы
начала 60-х годов. Призыв к светлому и прекрасному будущему,
исторический оптимизм Чернышевского, мажорный финал сочетаются в романе с
осознанием трагической судьбы его "новых людей": "...еще немного лет,
быть может, и не лет, а месяцев, и станут их проклинать, и они будут
согнаны со сцены, отпиханные, странимые".
Публикация романа вызвала целую бурю в критике. На фоне
многочисленных обвинений Чернышевского в безнравственности и прочем,
выделяется серьезностью разбора статья Р.Р.Страхова "Счастливые люди".
Признав жизненную основу и "напряжение вдохновения" автора,
"органический" критик оспорил рационализм и оптимизм "новых людей" и
отсутствие между ними глубоких конфликтов.
М.Е.Салтыков-Щедрин, выразив сочувствие общей идее романа, отметил,
что в ее воплощении автор не мог избежать некоторой произвольной
регламентации подробностей".
А Н.Г.Чернышевский считал: "...Только те направления литературы
достигают блестящего развития, которые возникают под влиянием идей
сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным потребностям эпохи.
У каждого века есть свое историческое дело, свои особенные стремления.
Жизнь и славу нашего времени составляют два стремления, тесно связанные
между собой и служащие дополнением одно другому: гуманность и забота об
улучшении человеческой жизни". |
|
Категория: Биографии писателей | Добавил: ALEX1468 (28.03.2010)
|
Просмотров: 1120
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Поиск
|
|